В начале XX века в Испании много детей страдало от дисбактериоза и кишечных инфекций. Фармацевт из Барселоны Исаак Карассо изучил материалы исследования русского ученого Ильи Ильича Мечникова, который в 1908 году научно подтвердил полезность йогурта, и выписал в Испанию из института Пастера (именно там Мечников проводил исследования) штаммы молочнокислых йогуртовых культур - болгарской палочки и термофильного стрептококка.
Используя балканский рецепт приготовления йогуртов, Исаак начинает производство йогуртов в своей маленькой лаборатории. В 1919 году Карассо создает компанию Danone, которую он называет в честь своего сына Даниэля.
В этом разделе мы расскажем о том, как все начиналось, ведь именно история является фундаментом, опираясь на который, мы продолжаем дело Даниэля Карассо и Антуана Рибу, основателей компании Danone.
Даниэль Карассо регистрирует компанию Danone в Париже и открывает первый магазин на улице André Messager.
Он также придумывает первый рекламный слоган для продукции компании: «Изумительно вкусный и полезный йогурт Danone – это отличный десерт для здорового пищеварения».
Возле магазина французы собирались толпами, чтобы попробовать йогурты Danone в небольших керамических баночках.
В 1941 г. Даниэль Карассо вместе с женой покидают Францию и отправляются в Нью-Йорк. Вскоре после прибытия Даниэль Карассо находит объявление в газете: «Продается компания по производству йогурта». Он наводит справки.
Это было небольшое производство в Бронксе, которым руководила престарелая греческая чета, выпускавшая от 100 до 200 банок йогурта в день для кафе-закусочных, расположенных в этом районе.
В 1942 году Даниэль приобретает это предприятие и основывает компанию Dannon Milk Products Inc, которая занимается производством йогуртов в Америке.
В 1966 г. Антуан Рибу основывает французскую компанию BSN путем слияния Verreries Souchon-Neuvesel, самого успешного во Франции производителя банок и бутылок, с Boussois, вторым по величине производителем листового стекла во Франции.
Имея 8 815 сотрудников, BSN становится одним из крупнейших в Европе производителей стекольной продукции.
В 1968 году Антуан Рибу принимает решение о выходе на рынок продуктов питания и приобретает компанию Kronenbourg, Evian и «Европейское Пивоваренное общество».
BSN становится крупнейшим во Франции производителем напитков.
В 1972 году в Марселе Антуан Рибу выступает с речью, адресованной 2000 руководителям предприятий. Он находит новое определение роли лидера в деловом мире и призывает к другому взгляду на ведение бизнеса.
Он впервые говорит о необходимости дуального подхода, сочетающем экономическую выгоду для компании и пользу для общества. Впервые в истории работодатель во Франции подчеркнул необходимость учитывать интересы трудящихся.
История слияния BSN-Gervais и Danone – это, в первую очередь, история встречи Даниэля Карассо и Антуана Рибу в 1972 году – встречи двух людей с нестандартным, прогрессивным взглядом на вещи в CEDEP – центре профессиональной подготовки руководящих кадров, в открытии которого предприниматели участвовали годом ранее. Даниэль Карассо стремится вывести Danone на международные рынки и видит в Антуане Рибу талантливого предпринимателя, способного помочь ему в достижении его амбициозных целей.
В декабре 1972 года происходит слияние двух компаний, и на свет появляется гигант пищевой отрасли.
Начиная с 1979 года BSN-Gervais Danone приобретает несколько компаний, среди которых Amora, Maille, Vandamme, La Pie qui Chante, Liebig, Galbani и Volvic.
Менее чем за 20 лет она становится третьей по величине продовольственной компанией в Европе, лидером на рынках Франции, Германии, Бельгии, Испании, Италии, Люксембурга и Португалии.
После выхода на рынки Западной Европы и США BSN-Gervais Danone стремится выйти на рынки Восточной Европы, Азии и Латинской Америки. Первое крупное приобретение в Азии – в 1991 году – гонконгская компания Amoy, специализирующаяся на производстве соевых соусов и замороженных пищевых продуктов.
После падения Берлинской стены BSN выходит на рынки Восточной Европы – сначала в Венгрию, затем в Польшу (1991 г.), после чего – в Чешскую Республику (1992 г.), Россию (1992 г.), и Болгарию (1993 г.). Во время поездки в Россию в 1991 году Антуан Рибу был удивлен, увидев длинную очередь в Макдональдс. У него появляется идея открыть магазин Danone в Москве. Уже в следующем году москвичи выстраиваются в очередь за йогуртом на Тверской улице.
В 1991 году создается Научно-Исследовательский Институт имени Даниэля Карассо – независимая некоммерческая организация, которая проводит исследования в области здорового питания и сотрудничает с ведущими научно-исследовательскими институтами по всему миру.
Компания Danone в числе первых зарубежных производителей решила развивать свой бизнес в России. В 1992 году был открыт фирменный магазин Danone на Тверской улице.
В 1994 году BSN-Gervais Danone сокращает свое название до Danone – бренда, который уже знаком потребителям в 46 странах. С новым названием появляется новый логотип – ребенок, смотрящий на звезду. Этот логотип символизирует стремление компании к дальнейшему успешному росту и развитию.
В Тольятти был запущен первый российский завод Danone. Nutricia приобрела завод в России (г. Истра) и полностью его модернизировала.
В мае 1996 года Франк Рибу становится генеральным директором Danone, сменив своего отца Антуана Рибу. Он продолжает развивать компанию отца, уделяя особое внимание трем направлениям бизнеса: свежие молочные продукты, напитки и печенье.
В 1997 году Danone определяет свои ценности сокращением HOPE — «Humanism, openness, proximity and enthusiasm» (Гуманизм, открытость, близость и энтузиазм). Ценности являются неотъемлемой частью корпоративной культуры компании и призваны подчеркнуть уникальный подход Danone к ведению бизнеса.
Кубок наций Danone (DNC) – крупнейший международный футбольный турнир в мире для детей в возрасте от 10 до 12 лет. Компания Danone гордится тем, что создала и проводит этот турнир в течение последних 18 лет и помогает юным футболистам воплотить в жизнь их мечту.
Это спортивное мероприятие мирового масштаба, ценности которого схожи с ценностями Danone и которое объединяет молодых игроков в их стремлении к открытости, взаимоуважению и страсти к игре.
Компания приходит в Россию всерьез и надолго, приносит свои практики, технологии и инновации, чтобы сделать продукцию Danone ближе к потребителю. Здесь производятся продукты под брендами «Активиа», «Даниссимо», «Растишка», Danone и др. На заводе трудятся более 600 жителей Московской области.
На протяжении всей своей истории компания инвестирует значительные средства в разработку новых продуктов питания и сотрудничает с ведущими научно-исследовательскими институтами по всему миру. Так, например, в 2002 году компания открыла собственный научно-исследовательский институт имени Даниэля Карассо. В нем изучают штаммы из уникальной коллекции культур Danone, которая собиралась в течение 90 лет и в настоящее время насчитывает 4000 микроорганизмов.
«С момента первого использования Исааком Карассо молочнокислых ферментов в начале двадцатого века польза наших продуктов и забота о благополучии общества были ключевыми приоритетами нашего бизнеса», – заявил Франк Рибу, сформулировав миссию компании: «Нести здоровье через продукты питания как можно большему количеству людей».
В 2007 г. Danone создает фонд Danone.Communities - инновационный финансовый инструмент для поддержки местных сообществ и социального предпринимательства. Концепция фонда выросла из проекта Grameen Danone - партнерства между Danone и банком Grameen - микрокредитной организацией, основанной лауреатом Нобелевской премии мира Мухаммадом Юнусом. Grameen Danone – социальный бизнес в Бангладеш, в основе которого производство и продажа обогащенного питательными элементами йогурта по низкой цене, доступной самым малообеспеченным слоям населения.
В 2007 году Danone приобретает компанию Royal Numico, мирового лидера в области детского и лечебно-профилактического питания и продает бизнес по производству печенья.
В портфеле Royal Numico такие известные бренды как Nutricia, Milupa и Cow & Gate. Присутствие Numico на международных рынках детского и лечебно-профилактического питания открывает новые перспективы для роста и развития компании.
Сегодня фонд Danone.Communities оказывает финансовую и операционную поддержку ряду проектов в разных странах мира.
В 1998 году Danone подписывает Рамсарскую конвенцию о водно-болотных угодьях. Десятью годами позже компания создает Фонд защиты природы Danone, цель которого – разработка и финансирование инициатив, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду. В 2011 году Danone расширяет спектр проектов, призванных снизить углеродный след, приглашает другие компании объединить усилия в данной области и учреждает для этих целей фонд Livelihoods.
В 2009 году Danone делает первоначальный взнос на сумму 100 млн евро для финансирования нового Фонда Danone Ecosystem. Его задача заключается в том, чтобы вместе с некоммерческими организациями разрабатывать инновационные бизнес-решения, способствующие экономическому и социальному развитию в регионах присутствия компании. Фонд поддерживает реализацию совместных проектов Danone с небольшими игроками местных рынков в таких сферах, как фермерское хозяйство, логистика продуктов питания, переработка отходов упаковки, образование. Сегодня Фонд Danone Ecosystem финансирует 56 проектов в 26 странах мира вместе с 40 бизнес-юнитами компании и 42 партнерами из некоммерческого сектора.
В конце 2010 года Компания Danone в России объединила свой молочный бизнес с компанией «Юнимилк».
Юнимилк ведет свою историю с 2002 года. Всего за несколько лет своего существования компания объединила около 30 молокоперерабатывающих заводов и комбинатов детского питания. Сильные бренды, отлаженная логистика, оптимальное распределение производственных площадок и тесное партнерство с поставщиками молока – все это позволило Юнимилку занять ведущие позиции на рынке.
После объединения Группа компаний Danone-Юнимилк стала крупнейшим производителем молочной продукции в России.
Nutricia завершила строительство нового производственного комплекса, ставшего образцом для всех предприятий детского питания не только в России, но и в мире.
В 1996 году на Западную Европу приходилось почти 80% продаж Danone. В 2013 г. 60% продаж приходится на развивающиеся рынки. Рост бизнеса Danone обусловлен реализацией стратегии географической диверсификации и расширения, которую компания начала реализовывать в середине девяностых годов. Компания Danone пересмотрела свою модель бизнеса, адаптировав ее под потребности разных рынков и культур.
В своей деятельности компания Danone руководствуется принципом «Нести здоровье людям без ущерба для здоровья нашей планеты», поэтому ответственное отношение к окружающей среде входит в число приоритетов компании.
В 2012 году компания Danone определила для себя четыре ключевых направления деятельности по защите окружающей среды (1 – климат, 2 – вода, 3 – упаковка, 4 – сельское хозяйство) и разработала соответствующий план действий до 2020 года.
Danone открывает научно-исследовательский институт Danone (Утрехт, Нидерланды), который специализируется на разработке новых продуктов для детского и лечебного питания, потребителей с особенными пищевыми потребностями, таких как беременные женщины, младенцы, маленькие дети, пожилые люди.
Объединенный бизнес получил новое название - «Группа компаний Danone в России».
2 сентября 2014 года по рекомендации Франка Рибу Совет директоров Danone проголосовал за разделение функций Председателя правления и Президента компании. Эммануэль Фабер был назначен Президентом Danone, при этом Франк Рибу остался Председателем правления.
Danone и Mars Inc., два ведущих мировых производителя продуктов питания, объединяют усилия в рамках новой инвестиционной программы – Фонда поддержки сельскохозяйственного производства на семейных фермах (Livelihoods 3F). Фонд помогает компаниям интегрировать принципы устойчивого развития, социальной и экологической ответственности в работу с небольшими семейными хозяйствами, обеспечивая тем самым значительное улучшение условий жизни фермеров и местных сообществ в целом. Эта инициатива открыта для любой компании, чья деятельность соответствует миссии Livelihoods 3F.
Danone инвестирует более миллиарда евро в развитие бизнеса в Африке, чтобы обеспечить население континента здоровыми продуктами питания.
В 2015 году компания Danone представила свое видение развития компании, изложив его в документе под названием - «Манифест».
Манифест Danone подробно объясняет миссию компании– «Нести здоровье через продукты питания как можно большему количеству людей».
Манифест определяет три основных направления деятельности Danone:
• Кадры и организационная структура;
• Цикл оборота продовольствия и воды;
• Питание.
12 апреля 2017 года WhiteWave Foods стала частью Danone, получив название DanoneWave.
Теперь в дополнение к молочной продукции компания может предложить потребителям высококачественные органические продукты растительного происхождения.
Выполнен пятилетний инвестиционный план компании в 700 млн долларов США.
Компания празднует 100 лет со дня основания, каждый сотрудник становится ее акционером.
Во время пандемии Danone Россия поставила более 110 тонн молочной продукции для медработников и волонтеров - и около 10 000 литров специализированного зондового питания для пациентов с COVID-19.
Danone начинает производство напитков Alpro на растительной основе (овсяных, миндальных и кокосовых) в г. Лабинск Краснодарский край. Общие инвестиции компании Danone в проект по локализации Alpro в России составят 1 млрд рублей.
Компаний Danone Россия приняла решение инициировать процесс передачи контроля над бизнесом по производству свежих молочных и растительных продуктов.